Заметки того, кто интересуется всем подряд
ВК Фейсбук Инстаграм

Позднее Ctrl + ↑

Живые программы и запрограммированные люди

С самого детства я замечаю, что людям свойственно говорить с предметами как с живыми людьми. Я не имею в виду такой литературный приём, как олицетворение, нет. Я лишь хочу сказать, что если предмет выполняет какую-либо полезную для человека функцию, то человек со временем начинает разговаривать с ним, как с себе подобным — живым.

Спасибо тебе, дорогая, в очередной раз справилась!
Так говорил мой папа после долгой загородной поездки, похлопывая по приборной панели нашу старую Тойоту.

Вооот, на славу поработала, не зря я её купил!
С довольным лицом произносил дедушка, после того как распилил болгаркой очередную кучу бруса.

Нам нужна новая печка — эта уже столько пережила! Сколько столов она мне помогла накрыть!
Моя мама о старой кухонной печи.

Правило спокойно работает и в другую сторону:

Зараза, чтож тебе надо-то?! Почему не работаешь?
Тоже дедушка, но уже о сломавшейся газонокосилке.

Эта хренотень точно хочет меня убить — второй раз за месяц шандарахнула меня током!
Моя подруга о слегка неисправной плойке для волос.

Всё, дожила ты своё, старая кляча, пора тебя увековечить.
Мой друг про свою видавшую виды компьютерную мышь.

Не задумываясь, люди говорят с предметами, как с живыми — поработала на славу, столько всего пережила, хочет меня убить и т. д. Так мы привыкли коммуницировать, так нам легче взаимодействовать с объектами, как будто наделяя их характером и способностью нам отвечать — продолжать дальше работать хорошо, если мы хвалим и начать наконец уже работать хорошо (или хоть как-нибудь) если мы ругаемся.

С развитием технологий та же модель взаимодействия с лёгкостью натянулась и на программное обеспечение, вычислительную технику, смартфоны, игровые приставки и всё сопутствующее.
Когда-то давно дедушка учил меня взаимодействовать с компьютером через процесс установки игр с компакт-дисков. Учил вот так:

Смотри, нам нужно открыть этот чудный ящичек для дисков, положить туда диск, закрыть ящичек. Компьютер умный, он сам поймёт, что ты в него что-то запихал. Вот, смотри! Видишь какой смышлёный, говорит тебе «Денис, я вижу новый диск, давай с ним что-нибудь сделаем».

Или ругался на Маткад за то, что тот неверно интерпретировал введённое им уравнение:

Ну чтож ты делаешь-то, ну тут же возведение в степень должно быть, как ты мне уже надоел, зараза.

Вчера я с головой провалился в книгу «Пользовательский интерфейс», которую написал Илья Бирман. Книга прекрасна от начала и до конца, но одна деталь, которую я там заметил, заставила меня кайфануть ещё больше: Илья точно так же говорит о программных продуктах, как о живых существах.
Пара примеров:

Виндоус умеет показывать кукиш
Фотошоп может и накричать
Телеграм вообще недоволен

Такое отношение с машинами всегда меня очень умиляло. В этом есть что-то по-своему доброе.
Но смысл в другом.

Программные продукты пишут люди. И люди разговаривают с ними, как с людьми.
Но люди не могут научить программные продукты разговаривать с людьми по-человечески.

Об этом тоже есть в книге Ильи: программисту легче написать одну строку кода, чтобы на экране появилось сообщение

«Статус операции: успешно. Сумма к списанию: 1700. Валюта: рубль. Получатель: Никита Петров.».

В таком случае программа сама соберёт из базы данных строку и отдаст пользователю на экран.
И теперь представьте себе диалог 21 века:

— Ну что мой кошелёчек, давай-ка скинем денежек Никите, помогай, родной.
— Транзакция не выполнена: ошибка. Код ошибки: 0f000xs00. Попробуйте ещё раз позже.

Маразм.
Сейчас всё больше разработчиков обучают свои продукты говорить с человеком на человеческом языке. В Яндекс.Кошельке при пополнении карты всплывает доброе сообщение

«Вам пришли деньги».

Никаких «транзакций», «перечислений» и «списаний».
Вот так и надо.

Гуглить — круто

Вообще не понимаю людей, которые не хотят/не умеют/не желают учиться гуглить.
У нас есть доступ к тонне информации, по одному запросу можно узнать практически что угодно. Я считаю, что сохранять детскую любознательность и желание узнавать всё подряд — залог интересной жизни.
Вот, например, с чего я недавно кайфанул.

Мне очень нравится бельгийский исполнитель Stromae. В конце 2017-го года я узнал, что помимо дико известной «Alors on danse» у него есть много не менее крутых песен. Среди них я больше всего запал на песню «Ave Cesaria», а так как во французском языке я не силён, всё это время мне казалось, что песня либо очередная история про несчастливую любовь, либо про что-то возвышенное и абстрактное.
Сама песня:

Сидя в электричке где-то неделю назад, я таки решил расчехлить гугль по поводу текста этой песни. Посмотрел сам текст, посмотрел перевод и просто очешуел. Песня оказалась не про любовь и не про высшие силы — она оказалось чем-то намного большим. Это дань уважения певице Сезарии Эворе. Имя показалось мне незнакомым, так что я начал гуглить и его. И тогда вторая волна шока обдала меня с ног до головы — я вспомнил её! Особенно её песню «Tiempo y Silencio»:

Пытаясь понять, откуда я её знаю (мне не стыдно, что я не знаю её как законодательницу классики — я не могу знать и помнить всё с самого детства) я перебирал какие-то обрывки воспоминаний. Ключ к загадке нашёлся лишь на следующий день — в юношестве, когда я увлекался хип-хопом, я слышал слова «Tiempo y Silencio» в треке Смоки-Мо, вот этом:

Ну а потом всё быстро встало на свои места — дедушка не раз включал песни Эворы во время домашних посиделок, мама рассказывала, что была на её концерте и видела «босоногую диву» вживую.
Благодаря одному запросу в гугле я узнал смысл прекрасной песни, вспомнил невероятную певицу и понастольгировал по юношеским годам.
Гуглите чаще, гуглите всё подряд.

Сезария Эвора
Памятник Сезарии в Кабо-Верде

Когда дизайн идеально характеризует услугу (18+)

На днях мне, при довольно странных, но от этого ещё более приятных обстоятельствах удалось, побывать новосибирском в стриптиз-клубе «Естествознание». Само место довольно приятное, отличная барная и кальянная карта, очень ламповый интерьер. Про девушек и сам, собственно, стриптиз писать не буду, т. к. занят я там был не тем, да и необходимости давать этому всему оценку не вижу — сами сходите и посмотрите. Наиболее крутое впечатление на меня произвёл сайт клуба.
Там вот так:

Конечно в идее просто понапихать везде женских грудей и задниц ничего особо замысловатого нет (сразу вспоминаю совет Нозика про интернет-магазин женского белья). Но не могу не отметить крутость самих фото и самой сути — ты открываешь сайт и весь дизайн кричит тебе о том, какую услугу предоставляет клуб. Здесь дизайн и контент слились в такое прекрасное единое целое, что вопросов после посещения сайта не остается. Как, собственно, и после посещения клуба.

Arseface — персонаж с задницей вместо лица, который добился больше, чем сын маминой подруги

Удивительно, сколько в загашнике может лежать тем для обсуждения.
В недавнем разговоре всплыл комикс «Preacher» — потрясающий сюр на тему США, американской мечты, любви, ненависти, измены, дружбы, лжи, тайных желаний, грехов, веры, абсолютизирующий и доводящий до абсурда все эти понятия. В этом вполне себе котортком по нынешнем меркам комиксе высмеивается всё, чем люди привыкли дорожить и гордиться, а то, что люди привыкли скрывать — демонстрируется ярко и во всей красе. Каждый, кто увидит это, сделает свои выводы и воспримет всё по своему. Лично я смеялся до слёз на протяжении всей истории. Но к сути.

Дальше шок-контент. Я предупредил.

Где-то между адом и раем ангел и демон занялись любовью, породив на свет Генезис — существо без тела и индивидуальности, но с мощью, которая может конкурировать с силой Бога. Генезис спустился на землю в виде сгустка энергии и вселился в Джесси Кастера — проповедника-алкоголика из маленького городка в Техасе. Вселение произошло прямо во время проповеди Джесси, да так ярко и сильно произошло, что церковь разнесло а всех прихожан поубивало на месте. С этого момента Джесси стал, пожалуй, самым могущественным существом в мирах, ведь к силе Генезиса прибавился ублюдский характер и настырность Кастера. Проповедник же, будучи не очень довольным таким раскладом событий, решает отправиться на поиски Бога с целью лично объяснить ему всю проблематику ношения внутри себя его неугомонного внука. К Джесси присоединяется его бывшая девушка Тюлип и отмороженный вампир Кэсседи. Так начинается одна из самых отбитых и ярких историй из тех, что мне удалось читать.

Но всю это галиматью я развёл ради одного персонажа, который, как по мне, заслужил отдельной статьи. Зовут пацана Конор Бёрн и он с детсва был подвержен нападкам отца и буллингу в школе. Нелюбимый сын шерифа получал по репе за любую провинность. От отца — за то, что в холодильнике нет пива, от сверстников — за то, что сын шерифа. У Контора был один друг, что не особо помогало ему переживать нападки отца и сверстников. Лишь одна вещь спасала от ужасной жизни — музыка, а кумиром всей жизни Контора был Курт Кобейн.
Здесь нужно сделать ремарку, что во-первых Кобейн вынес себе мозги из дробовика, а во-вторых после этого по США пронеслась волна самоубийств-подражаний. Десятки подростков-фанатов размазывали содержимое своей головы по стенам родительского гаража, желая уподобиться своему кумиру.
Этот же ритуал воспроизвёл и Конор.
Но и тут судьба сыграла с пацаном злую шутку. Мозг не задет, зато лицо превратилось в задницу.
Впервые этот персонаж предстаёт в комиксе вот так:

Просто красавчик. Дальше с ним происходят не менее ожесточённые события — на его глазах Джесси Картер заставляет его отца изнасиловать самого себя. В зад. Весь город насмехается над ним, называя «Жополицым». Конор отправляется в путешествие по США в след за Джесси и его компашкой, желая отомстить.
Казалось бы, как с этим человеком может случиться что-то хорошее? А может.
Для начала Конор становиться мстителем в маске (шлеме), которого очень любит народ. Потом ему удаётся на фоне трэша, творящегося в мире рока, стать солистом группы:

Ну а в конце его ждёт невероятный хэппи-энд с девушкой… циклопом. Ну не милота ли?

Так что не стоит отчаиваться в любой жизненной ситуации, какой бы сложной она не была.
Даже человек с задницей вместо лица нашёл своё счастье.

Кстати, в сериале его так себе сделали. Можно было бы и получше:

Сайт из слов

Дико угорел с нового проекта Кости Грозного — он выкатил сайт, где вместо визуалов — типографика.
Посмотрите сами на эту красоту вот тут:

https://i-type-ny.groznov.co

Где-то раньше я что-то подобное видел, но где — не помню. Сама идея не нова, но выглядит красотищно.
Жалко, что не все так тащатся по «буковкам», как я.

Ранее Ctrl + ↓